17 февраля 2012 года исполняется 20 лет с момента образования Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
В юбилейный год особенно хочется обратить внимание на историю нашей малой родины. Мы в будничной суете часто об этом забываем, не обращаем внимания на уникальных людей, живущих рядом с нами, на красоту Азовской земли, ее достопримечательности, на культуру и традиции многочисленных народностей, которые населяют нашу малую родину.
Наш район образован из 7 сельсоветов 5 смежных районов области: Сосновского сельсовета Омского района, Березовского сельсовета Марьяновского района, Азовского и Звонаревкутского сельсоветов Таврического района, Александровского сельсовета Щербакульского района, Пришибского и Цветнопольского сельсоветов Одесского района. В состав района вошло 29 (ныне 28) населённых пунктов, в 16 из которых немцы составляли большинство. Главой администрации района стал доктор биологических наук, заведующий лабораторией СибНИИСХоза Бруно Генрихович Рейтер, являвшийся инициатором создания района, переизбирался на эту должность в 1996, 2000, 2005 гг.
14 марта 2010 года на выборах на должность главы администрации Азовского немецкого национального района одержал победу Виктор Германович Сабельфельд.
Что же сегодня представляет собой Азовский немецкий национальный муниципальный район сегодня? Это значительная социально-экономическая инфраструктура: почти все населенные пункты района имеют дороги с твердым покрытием, проводится и реконструируется водопроводная сеть, активно проходит газификация района, массовая застройка индивидуального жилищного строительства, ведутся электролинии на новостройки. В районе осуществляется ряд национальных программ и проектов.
Основу экономики Азовского района составляет, прежде всего, сельское хозяйство. Азовчане стали признанными лидерами по урожайности и культуре земледелия.
Заметных успехов можно увидеть в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Обучающиеся образовательных учреждений Азовского ННМР участвуют и становятся победителями и призерами в различных олимпиадах, конкурсах, телекоммуникационных инициативах школьного, муниципального, регионального и Всероссийского уровней. Наши педагоги участвуют в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, становятся победителями, призерами и лауреатами различных конкурсов и мастер-классов регионального и Всероссийского уровней.
С 1992 года существует в районе ДООФСЦ, его воспитанники имеют лучшие показатели не только в области, но и за ее пределами. Также в 1992 году был образован Центр детского творчества. Об их делах известно многим: районные и областные семинары, выставки творческих работ в районе, г. Омске и других городах. Проводится детский фестиваль немецкой культуры «Nachtigall»,на который прибывают гости из других краев и областей Сибири. Традиционными стали и областной фестиваль немецкой культуры «Феникс», и «Рождественская звезда. Прославился за пределами Омского региона и наша Азовская станция туризма: турслеты, поездки детей по городам, велопробеги по области, поездки по Иртышу и многое другое. Большой популярностью у подростков пользуется проводимый на берегу Иртыша палаточный лагерь «Зурбаган».
Всем этим можно гордиться и мы гордимся успехами родного района. Не было бы этих достижений и заслуг, если бы не те люди, которые живут и делают историю своего края.
Из истории преподавания немецкого языка
в Азовском немецком национальном муниципальном районе Омской области.
За последние
десятилетия проблема развития национальных систем образования в России
приобрела особую актуальность, что является отражением не только российских
реалий, но и соответствующих мировых тенденций, в основе которых лежит
стремление преодолеть ориентацию на ассимиляцию малочисленных этносов, их
культур и языков. При этом качественный уровень национального образования
понимается как неотъемлемое условие высокой степени самоидентификации народа.
Именно поэтому при формировании в 1992 году Азовского немецкого национального района на территории Омской области одной из важнейших задач было обозначено раннее и углубленное изучение немецкого языка как родного. Благо этому способствовал государственный учебный план, по одному из вариантов которого было возможным преподавать немецкий язык в начальной школе по 3 часа в неделю, в 5 классе по 5 часов, в 6 – 7 классах по 6 часов, в 8 классе по 5 часов, в 9 – 10 классах по 4 часа. С 8 класса преподавался не только язык, но и немецкая литература (советская, классическая, современная). Использовались программы и учебники под редакцией Якоба Вала, авторов Классена, Гутрова, Виктора Кляйна.Родной немецкий язык вводился с момента образования района, первые школы, которые преподавали язык, как родной – Александровская и Цветнопольская СОШ.
В дошкольных образовательных учреждениях Азовского района немецкий язык преподавался с момента образования района, с 1992 года. Включая 2005 год раннее обучение детей немецкому языку было одним из важнейших направлений работы детских садов. Занятия проводились учителями немецкого языка во всех возрастных группах, включая ясельную группу - по 5 раз в неделю. На занятиях детей знакомили также с традициями и культурой немецкого народа, проводились все календарные праздники. Работа строилась по программе Славгородского педагогического училища. Оплата труда преподавателям немецкого языка ДОУ производилась из средств муниципалитета.
В 1994 году учителями немецкого языка района была обозначена проблема недостаточного количества часов на изучение языка в начальной школе, а общеизвестно, что именно возраст от 5 до 9 лет считается наиболее продуктивным при обучении иностранным языкам. Необходимого учебно-методического комплекта в то время в России не было, и инициативная группа учителей Цветнопольской и Александровской школ – Анна Петровна Гросс, Елизавета Егоровна Граф, Эльза Петровна Обгольц, Элла Андреевна Кноль, Ольга Францевна Шульц - взялась за разработку авторской программы, а потом и учебников. По этой программе с 1 по 10 класс на немецкий язык по учебному плану выделялось по 5 часов в неделю. В 1994 году были написаны «букварь и «вводный курс». Когда был закончен комплект учебников для начальной школы, авторский коллектив представил его на премию Правительства РФ и был номинирован этой премией в области «Образование». Затем каждый год создавалось еще по одному учебнику для следующего класса. Учебно-методический комплекс активно применялся во всех школах района,в школах Омской, Новосибирской области, Алтайского края и в других регионах с компактным проживанием немецкого населения, а также использовался педагогами Центров немецкой культуры.
В 1998 году все общеобразовательные учреждения РФ перешли на новый базисный учебный план (БУП – 1998), который вовсе не предполагал изучение иностранных языков на первой ступени образования – нарушилась преемственность с дошкольным образованием, уменьшилось количество часов, отводимых на изучение немецкого языка в среднем и старшем звене. Администрацией района было издано Постановление об изучении немецкого языка в школах как родного. Областной отдел народного образования воспринимал это «как особенность в образовании национального района».
В настоящее время в 17 общеобразовательных учреждениях Азовского немецкого национального района обучаются дети различных национальностей: большинство составляют русские, немцы и казахи. Больше всего детей немецкой национальности в таких общеобразовательных учреждениях как МКОУ «Цветнопольская СОШ» (75%), МКОУ «Александровская СОШ» (72%), МКОУ «Звонаревокутская СОШ» (40%).Немецкий язык преподаётся во всех образовательных учрежденияхпреподаётся со 2 класса. В настоящее время немецкий язык преподаётся в школах района, как иностранный язык с включением этнокультурного компонента. Как родной немецкий язык углубленно изучается только в трех из 17 общеобразовательных учреждениях района: МКОУ «Цветнопольская СОШ», МКОУ «Александровская СОШ», МКОУ «Звонаревокутская СОШ». Этнокультурный компонент реализуется так же через проведение кружков, оформление уголков и мини-музеев национальной культуры в школах, организацию мероприятий, запланированных в Центрах немецкой культуры, олимпиады по немецкому языку, участие в конкурсах различных уровней.Авторские учебники используются педагогами детских садов, школ, ЦНК в качестве дополнительного материала.Учителя-энтузиасты школ района добиваются вместе с учениками значительных положительных результатов в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня по немецкому языку. С 2005 года являются инициаторами проведения областных олимпиад по немецкому языку и истории российских немцев, постоянно занимают призовые места (4 первых места; 2 вторых места; 1 третье место в 2010 - 2011 году). МКОУ «Цветнопольская СОШ» является федеральной площадкой по изучению немецкого языка как родного. В этой школе, благодаря директору Граф Е.Е. и педагогическому коллективу изучение немецкого языка не теряет первоначальной значимости. В течение учебного года с обучающимися 2-11 классов школы проводятся итоговые контрольные работы за 1-ое полугодие и за год, что положительно сказывается на результатах выпускных экзаменов, в том числе в формате ЕГЭ (79 баллов в 2011 году).В дошкольных образовательных учреждениях Азовского немецкого национального района с 15 сентября 2011 года возоблено преподавание немецкого языка в форме кружковых занятий. Преподавание ведётся в старших и подготовительных группах 9 детских садов, 6 группах кратковременного пребывания на базе общеобразовательных учреждений (МКОУ «Азовская гимназия», МКОУ «Трубецкая СОШ», МКОУ «Звонаревокутская СОШ») и 2-х студиях раннего развития «Киндерклуб» на базе Центра детского творчества. Немецкий язык изучают 445 детей дошкольного возраста. Преподавание немецкого языка осуществляется 11 педагогами, преподавателями немецкого языка, оплата труда которым осуществляется через получение гранта Немецкой национальной культурной автономии Омской области. В настоящее время созданы условия дляработыв АННР Федеральной экспериментальной площадки по раннему изучению немецкого языка в ДОУ, работа в пилотном проекте на уровне РФ.
Именно поэтому при формировании в 1992 году Азовского немецкого национального района на территории Омской области одной из важнейших задач было обозначено раннее и углубленное изучение немецкого языка как родного. Благо этому способствовал государственный учебный план, по одному из вариантов которого было возможным преподавать немецкий язык в начальной школе по 3 часа в неделю, в 5 классе по 5 часов, в 6 – 7 классах по 6 часов, в 8 классе по 5 часов, в 9 – 10 классах по 4 часа. С 8 класса преподавался не только язык, но и немецкая литература (советская, классическая, современная). Использовались программы и учебники под редакцией Якоба Вала, авторов Классена, Гутрова, Виктора Кляйна.Родной немецкий язык вводился с момента образования района, первые школы, которые преподавали язык, как родной – Александровская и Цветнопольская СОШ.
В дошкольных образовательных учреждениях Азовского района немецкий язык преподавался с момента образования района, с 1992 года. Включая 2005 год раннее обучение детей немецкому языку было одним из важнейших направлений работы детских садов. Занятия проводились учителями немецкого языка во всех возрастных группах, включая ясельную группу - по 5 раз в неделю. На занятиях детей знакомили также с традициями и культурой немецкого народа, проводились все календарные праздники. Работа строилась по программе Славгородского педагогического училища. Оплата труда преподавателям немецкого языка ДОУ производилась из средств муниципалитета.
В 1994 году учителями немецкого языка района была обозначена проблема недостаточного количества часов на изучение языка в начальной школе, а общеизвестно, что именно возраст от 5 до 9 лет считается наиболее продуктивным при обучении иностранным языкам. Необходимого учебно-методического комплекта в то время в России не было, и инициативная группа учителей Цветнопольской и Александровской школ – Анна Петровна Гросс, Елизавета Егоровна Граф, Эльза Петровна Обгольц, Элла Андреевна Кноль, Ольга Францевна Шульц - взялась за разработку авторской программы, а потом и учебников. По этой программе с 1 по 10 класс на немецкий язык по учебному плану выделялось по 5 часов в неделю. В 1994 году были написаны «букварь и «вводный курс». Когда был закончен комплект учебников для начальной школы, авторский коллектив представил его на премию Правительства РФ и был номинирован этой премией в области «Образование». Затем каждый год создавалось еще по одному учебнику для следующего класса. Учебно-методический комплекс активно применялся во всех школах района,в школах Омской, Новосибирской области, Алтайского края и в других регионах с компактным проживанием немецкого населения, а также использовался педагогами Центров немецкой культуры.
В 1998 году все общеобразовательные учреждения РФ перешли на новый базисный учебный план (БУП – 1998), который вовсе не предполагал изучение иностранных языков на первой ступени образования – нарушилась преемственность с дошкольным образованием, уменьшилось количество часов, отводимых на изучение немецкого языка в среднем и старшем звене. Администрацией района было издано Постановление об изучении немецкого языка в школах как родного. Областной отдел народного образования воспринимал это «как особенность в образовании национального района».
В настоящее время в 17 общеобразовательных учреждениях Азовского немецкого национального района обучаются дети различных национальностей: большинство составляют русские, немцы и казахи. Больше всего детей немецкой национальности в таких общеобразовательных учреждениях как МКОУ «Цветнопольская СОШ» (75%), МКОУ «Александровская СОШ» (72%), МКОУ «Звонаревокутская СОШ» (40%).Немецкий язык преподаётся во всех образовательных учрежденияхпреподаётся со 2 класса. В настоящее время немецкий язык преподаётся в школах района, как иностранный язык с включением этнокультурного компонента. Как родной немецкий язык углубленно изучается только в трех из 17 общеобразовательных учреждениях района: МКОУ «Цветнопольская СОШ», МКОУ «Александровская СОШ», МКОУ «Звонаревокутская СОШ». Этнокультурный компонент реализуется так же через проведение кружков, оформление уголков и мини-музеев национальной культуры в школах, организацию мероприятий, запланированных в Центрах немецкой культуры, олимпиады по немецкому языку, участие в конкурсах различных уровней.Авторские учебники используются педагогами детских садов, школ, ЦНК в качестве дополнительного материала.Учителя-энтузиасты школ района добиваются вместе с учениками значительных положительных результатов в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня по немецкому языку. С 2005 года являются инициаторами проведения областных олимпиад по немецкому языку и истории российских немцев, постоянно занимают призовые места (4 первых места; 2 вторых места; 1 третье место в 2010 - 2011 году). МКОУ «Цветнопольская СОШ» является федеральной площадкой по изучению немецкого языка как родного. В этой школе, благодаря директору Граф Е.Е. и педагогическому коллективу изучение немецкого языка не теряет первоначальной значимости. В течение учебного года с обучающимися 2-11 классов школы проводятся итоговые контрольные работы за 1-ое полугодие и за год, что положительно сказывается на результатах выпускных экзаменов, в том числе в формате ЕГЭ (79 баллов в 2011 году).В дошкольных образовательных учреждениях Азовского немецкого национального района с 15 сентября 2011 года возоблено преподавание немецкого языка в форме кружковых занятий. Преподавание ведётся в старших и подготовительных группах 9 детских садов, 6 группах кратковременного пребывания на базе общеобразовательных учреждений (МКОУ «Азовская гимназия», МКОУ «Трубецкая СОШ», МКОУ «Звонаревокутская СОШ») и 2-х студиях раннего развития «Киндерклуб» на базе Центра детского творчества. Немецкий язык изучают 445 детей дошкольного возраста. Преподавание немецкого языка осуществляется 11 педагогами, преподавателями немецкого языка, оплата труда которым осуществляется через получение гранта Немецкой национальной культурной автономии Омской области. В настоящее время созданы условия дляработыв АННР Федеральной экспериментальной площадки по раннему изучению немецкого языка в ДОУ, работа в пилотном проекте на уровне РФ.